Затем натягивали на рамки, посыпали мелом и чистили пемзой.
Слайд 8
Выделанную кожу разрезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради по восемь листов.
Сшитые тетради собирали в книгу.
В зависимости от формата и количества листов, на одну книгу требовалось от 10 до 30 шкур животных – целое стадо!
Слайд 9
Приступая к работе, писец брал стопу пергаменных листов и тщательно линовал их с помощью шильца.
Рукописи большого формата писали в два столбца.
В каждом столбце по 18 строк.
Так написано и Остромирово Евангелие.
Слайд 10
Писали книги обычно гусиным пером и чернилами.
Привилегию писать лебединым и даже павлиньим
пером имел царь.
Слайд 11
Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и чёрных, были бурого цвета,
так как делались на основе железистых составов,
а проще говоря, ржавчины.
В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея,
окрашивали её в бурый цвет.
Слайд 12
Поскольку книга стоила дорого, её берегли.
Для защиты от механических повреждений делали переплёт из двух досок, обтянутых кожей и имевших застёжку на боковом срезе.
Слайд 13
Иногда переплёт оковывали золотом и серебром, украшали драгоценными камнями.
Такие металлические переплёты называют окладами.
Слайд 14
Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись.
Перед текстом обязательно делали заставку –
небольшую орнаментальную композицию,
часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела.
Большая заставка Остромирова Евангелия.
Слайд 15
Первую, заглавную букву в тексте – "инициал" – писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа.
Обычно инициал был красным.
С тех пор говорят – "писать с красной строки".