В каком состоянии находится сам Хома?
Слайд 8
…Луга, леса ,долины-всё ,казалось, как будто спало с открытыми глазами…
Мир преображается: он наполняется сказочными существами, незнакомыми прелестными звуками, запахами , красками.
Слайд 9
Герой Гоголя не может понять, сон это или явь. Когда он начинает творить заклятья , всё вокруг становится привычным: «Густая трава касалась его, и он уже не видел в ней ничего необыкновенного».
И вот ведьма превращается в красавицу.
Зачем Гоголю понадобилось преображать ведьму?
Зачем он делает её столь прекрасной и несколько раз на протяжении повести рисует её портрет?
Что поражает в этом портрете?
Слайд 10
Первый раз Хома видит её такой : «Перед ним лежала красавица, с растрепанною косою, с длинными, как стрелы , ресницами. Бесчувственно отбросила она на обе стороны белые нагие руки и стонала, возведя кверху очи, полные слез».
Слайд 11
Во второй раз он видит её в доме сотника:
«Она лежала как живая. Чело прекрасное, нежное, как снег, как серебро, казалось мыслило; брови - ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста - рубины, готовые усмехнуться .
Он чувствовал , что душа его начинала как-то болезненно ныть…
-Ведьма!- вскрикнул он не своим голосом…
Это была та самая ведьма, которую он убил».
Слайд 12
В церкви Хома глядит на усопшую в третий раз.
Гоголь нагнетает ужас, портрет становится ещё более мистическим: на щеке умершей Хома видит показавшуюся ему слезой каплю крови.
Почему же красота панночки была страшной?
Почему , глядя на неё, Хома сразу все вспомнил и понял, что это ведьма?
Почему в её красоте не было тепла , а было что-то «страшно пронзительное», нечеловеческое?
«Он подошел ко гробу, с робостию посмотрел в лицо умершей и не мог зажмурить, несколько вздрогнувши, своих глаз : такая страшная, сверкающая красота!»
Слайд 13
Интересно то , как Гоголь подводит читателя к сценам в церкви . Не только портрет панночки , но и описание самой церкви подготавливает читателя к тому, что произойдёт:
«Церковь деревянная, почерневшая, убранная зеленым мохом, с тремя конусообразными куполами, уныло стояла на краю села. Заметно было, что в ней давно уже не отправлялось никакого служения . Небольшой дворик, за которым не было ни дерева и открывалось одно пустое поле да поглощенные ночным мраком луга . Высокий старинный иконостас уже показывал глубокую ветхость …»