Слайд 1
Цель : показать жизненную силу русского романса в его историческом развитии.
Музыкальный материал:
Романсы русских композиторов 19-2О веков. Фонограммы и живое исполнение.
Реквизит : гитара, баян, домра, микрофоны, магнитофон, усилительная аппаратура.
Вход класса под звучание романса П.Булахова
« Колокольчики мои.»
Приветствие.
Учитель : « Романса голос узнаю на самом дальнем расстоянье : стою и мысленно пою, И мне приятно с ним слиянье.
И всех я вспоминаю вас ,друзей и родственников дальних, Уже ушедших и печальных : напомнил мне о вас – романс ! «
Слайд 2
Трудно сегодня встретить человека, который бы ничего не знал о романсе. Как часто в концертах, на телевидении, радио, в домашнем музицировании мы слышим произведения, отличающиеся редкой выразительностью ,высоким поэтическим слогом, яркой мелодией, слиянием поэтической идеи с идеей музыкальной. Эти произведения коротки по объему ,голос их не громок и обращен чаще всего к небольшой аудитории слушателей.
Ребята, вспомним, что означает это слово ?
Уч-ся \ Определение романса \
Учитель 6 Действительно, в Испании в 13-14 веках в творчестве странствующих поэтов – певцов утвердился новый песенный жанр, соединивший в себе приемы речитатива, напевного мелодического начала и мимического танца. Песни певцов-трубадуров исполнялись на родном романском языке, отсюда и пошло название « романсы « , что определило не только особый жанр стихотворного текста, исполнительские традиции, но и характерный тип мелодии.
Слайд 3
В России, как и в остальных странах Западной Европы романс определился в 18 веке. Но лишь в 19 веке жанр романса достиг своего расцвета и популярности. В начале века наступило время так называемых « любителей « , хотя любителями их можно назвать условно, многие создатели романсов того времени были широко образованными людьми и получили хорошее домашнее музыкальное образование. К примеру , А.А. Алябьев \ 1787-1851\ создал более 45О произведений, среди них 6 опер, балет, произведения симфонического духового оркестра,камерная музыка, музыка к спектаклям и, конечно же романсы. Алябьевский « Соловей « облетел весь мир. Многие именитые музыканты в разное время делали аранжировки и транскрипции этого романса. М.И. Глинка написал фортепианные вариации на тему: « Соловья «, композитор – скрипач Вытан сделал трепетную транскрипцию для скрипки, великий Лист сделал свой страстный перевод « Соловья « на язык рояля. До сих пор звучит колоратурная аранжировка немецкой певицы Генриэтты Зонтаг. Многие великие сопрано мира,исполняя « Соловья « в этой аранжировке,как бы соревнуются меж собой за звание мирового соловья.
Слайд 4