Гайдн поднял эту форму на гораздо более высокую ступень и показал пути в будущее.
Плодовитость, разнообразие, непредсказуемость, юмор, изобретательность — вот что делает Гайдна выше на голову (или даже, как заметил один острослов, по плечи) над уровнем его современников.
Многие симфонии Гайдна получили названия.
Знаменитая симфония № 45 получила название «ПРОЩАЛЬНАЯ»
(или «Симфония при свечах»):
на последних страницах финала симфонии музыканты один за другим прекращают играть и уходят со сцены, остаются лишь две скрипки, завершающие симфонию вопросительным аккордом.
Слайд 8
Симфония № 94
«С ударом литавр, или Сюрприз» получила свое название благодаря юмористическому эффекту в медленной части — ее умиротворенное настроение нарушается резким ударом литавры.
Симфония № 96
«Чудо» стала так называться в силу случайных обстоятельств. На концерте, в котором Гайдн должен был дирижировать этой симфонией, публика с его появлением ринулась из середины зала на свободные первые ряды, а середина опустела. В этот момент как раз в центре зала рухнула люстра, слегка пострадали лишь двое слушателей. В зале раздались восклицания: «Чудо! Чудо!» Сам Гайдн был под глубоким впечатлением своего невольного спасения многих людей.
Название симфонии № 100
«Военная», наоборот, совсем не случайно — ее крайние части с их военными сигналами и ритмами отчетливо рисуют музыкальную картину лагеря; включение турецких ударных инструментов в партитуру симфонии привело в восторг лондонских любителей музыки.
Слайд 9
Моцарт свои первые симфонии написал, когда ему было восемь лет, а последние — в тридцать два года.
Общее их число более пятидесяти, но несколько юношеских не сохранились или еще не обнаружены.
Из этих трех последних симфоний средняя, № 40, наиболее известна.
По популярности с ней могут соперничать разве что «Маленькая ночная серенада» и Увертюра к опере «Свадьба Фигаро».
Эта симфония написана в соль миноре — редкость для Моцарта, предпочитавшего бодрые и радостные мажорные тональности.
Слайд 10
Бетховен создал девять симфоний.
Величайшие из его симфоний — Третья (ми-бемоль мажор, «Героическая»), Пятая (до минор), Шестая (фа мажор, «Пасторальная»), Девятая (ре минор).
…Вена, 7 мая 1824 года. Премьера Девятой симфонии.
О том, что тогда произошло, свидетельствуют сохранившиеся документы.
Бетховен сам дирижировал симфонией.
Но как это могло случиться?