Ведь к тому времени Бетховен был уже глух.
Обратимся к свидетельствам очевидцев.
«Бетховен дирижировал сам, вернее, он стоял перед дирижерским пультом и жестикулировал как сумасшедший, — писал Йозеф Бем, скрипач оркестра, принимавший участие в том историческом концерте. — То он тянулся вверх, то почти приседал на корточки, размахивая руками и топая ногами, словно сам хотел играть одновременно на всех инструментах и петь за весь хор. На самом деле всем руководил Умлауф, и мы, музыканты, следили только за его палочкой. Бетховен был так взволнован, что совершенно не замечал происходящего вокруг и не обращал внимания на бурные аплодисменты, едва ли доходившие до его сознания вследствие слабости слуха. В конце каждого номера приходилось подсказывать ему, когда именно следует повернуться и поблагодарить публику за аплодисменты, что он делал весьма неловко».
По окончании симфонии, когда уже гремели овации, Каролина Унгер подошла к Бетховену, мягко остановила его руку — он все еще продолжал дирижировать, не осознавая, что исполнение закончилось! — и повернула лицом к залу. Тогда всем стало очевидно, что Бетховен совершенно глух .
Успех был грандиозный. Чтобы положить конец овациям, понадобилось вмешательство полиции.
Слайд 11
В жанре симфонии П.И. Чайковский создал шесть произведений.
Последняя симфония — Шестая, си минор, соч. 74 — названа им «Патетическая».
Зал Дворянского собрания в Петербурге (ныне Большой зал Петербургской филармонии), где впервые была исполнена Шестая симфония.
Первое исполнение Шестой симфонии состоялось в Петербурге 16 октября 1893 г. под управлением автора.
Чайковский писал после премьеры:
«С этой симфонией происходит что-то странное! Она не то чтобы не понравилась, но произвела некоторое недоумение. Что касается меня, то я горжусь ей более, чем каким-либо другим моим сочинением». Дальнейшие события сложились трагически: через девять дней после премьеры симфонии П. Чайковский скоропостижно умер.
Слайд 12
Создателем симфонической поэмы считается великий венгерский композитор и пианист Ференц Лист,
написавший ряд крупных инструментальных произведений в этом жанре.
Во многих своих поэмах Лист изображает героев и знаменитых людей, как, например, в симфонической поэме «Прометей» .
Обращались в своем творчестве к этому жанру и русские композиторы
М. А. Балакирев («Русь», «Тамара»),
Н. А. Римский-Корсаков («Сказка»),
А. К. Глазунов («Стенька Разин»),
А. Н. Скрябин («Поэма экстаза», «Прометей или Поэма огня»).
К жанру симфонической поэмы относятся также инструментальные разнохарактерные пьесы. Они могут быть как небольшими по размеру так и большими концертными сочинениями