Слайд 16
Больной с переломом ноги
Больной полиомиелитом на
древней стелле
Слайд 17
Исключительно популярной в Древнем Египте была профессия зубного врача. Это и понятно, так как исследование мумий показало широкое распространение у египтян тяжелых воспалительных заболеваний надкостницы, десен и зубов. Даже у фараонов, при которых находились лучшие египетские стоматологи того времени, обнаружены поражения челюстей и выпадение зубов. По-видимому, тогда еще не были известны такие вмешательства, как пломбирование кариозных полостей и протезирование зубов золотом или другими металлами. Единственным свидетельством использования золота в древнеегипетской зубоврачебной практике является накладка двух нижних моляров, соединенных между собой тонкой проволокой по линии шеек обоих зубов. Лечение болезней зубов в Древнем Египте проводили в основном консервативно, прикладывая к больному зубу или деснам различные пасты. В папирусе Эбера имеется 11 прописей таких лекарств. По мысли составителей, эти пасты должны были оздоравливать полость рта, укреплять зубы, снимать воспаление десен (парадонтоз) и зубную боль. Многие из прописей паст папируса Эбера современные египетские фармацевты воспроизвели и рекомендуют для лечения распространенного в наше время парадонтоза, ведущего к выпадению зубов.
Слайд 18
Хеси-ра – один из известных врачевателей зубов. XYIII в. До н.э.
Верхняя челюсть взрослого египтянина
(остеомиелит). Период Нового царства.
Слайд 19
Можно предположить, что это скорее титул, чем подлинное имя (Имхотеп по древнеегипетски - "Приходящий с миром "). По данным современных исследователей, он был простолюдином, но благодаря своему таланту стал верховным жрецом и визирем фараона III династии Джосера (ок. 2780-2760 гг.до н.э.). Он был искусным врачом, зодчим, астрономом, талантливым литератором и поэтом, ученым-филологом, усовершенствовавшим иероглифическое письмо. В списках с папируса обожествленного врача Имхотепа даются четкие указания по лечению ран мягких тканей, технике перевязок, а также по выполнению наиболее частых хирургических операций того времени: обрезание и кастрация.
Впоследствии этот мудрец и ученый был обожествлен, ему стали посвящать часовни и храмы.
При эллинистических правителях Египта он считался сыном бога Птаха, почитался как бог врачевания и отождествлялся с Асклепием. Его облик был также канонизирован.