Слайд 10
Слайд 11
Анаксимандр (610-547 до н.э.)
Основные взгляды:
Первоначало всего сущего — «апейрон» — вечная, бесконечная субстанция, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится.
Бог — первопричина, а Боги становятся мирами, универсумами, коих множество, и они-то циклически возникают и гибнут.
Мир состоит из серий противоположностей, определяющих генезис Космоса.
Центр Вселенной — Земля, представляющая собой срез цилиндра, который парит в воздухе.
Слайд 12
Фалес (625-547 до н.э.) Основные взгляды:
Первоначало всего сущего — вода — «фазис», жидкий, текучий, а то, что мы пьем, — лишь одно из его состояний. Вода соотносится с божественным началом.
Неживая природа, все вещи имеют душу (гилозоизм).
Центр Вселенной — Земля, представляющая собой плоский диск, покоящийся на воде.
Вселенная полна богов.
Слайд 13
Анаксимен (585-525 до н.э.)
Основные взгляды:
Первоначало всего сущего — воздух, который проходит в своем изменении ряд этапов: огонь — воздух — ветры-облака — земля — камни. Воздух, входящий в вышеуказанный ряд, не тождественен с первоначалом.
Воздух — источник жизни и психических явлений.
Земля — плоский диск, парящий в воздухе.
Боги отождествляются с Природой.
Слайд 14
Вторым после Милета очагом древнегреческой философии в Малой Азии был город Эфес, родина философа Гераклита (ок. 530—470 до н.э.). Гераклит — один из основоположников диалектики, учение которого является наиболее ярким выражением стихийной диалектичности древнегреческой философии
Слайд 15
Основные положения учения Гераклита
В основе всего существующего лежит огонь. Это первоначало, находящееся в вечном движении и изменении. Переходящее из одного состояния в другое, благодаря борьбе образующих его противоположностей, служит основой всего развития мира.
Природа находится в процессе непрерывного изменения, а из всех природных веществ наиболее способен к изменению огонь. Поэтому «этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой Бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим» (фрагмент Гераклита).
Вторым определяющим элементом мировоззрения Гераклита является утверждение о всеобщей текучести вещей, изменяемости. «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды». «Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые» (фрагмент Гераклита).